РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ   Ш, Ж, Ч, Щ 

15 августа 2024 г.
РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ   Ш, Ж, Ч, Щ . .
РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ   Ш, Ж, Ч, Щ .
.

Формирование звукопроизношения у детей проходит постепенно. В возрасте до 4,5 лет неправильное произношение шипящих звуков считается нормой, поэтому особых поводов для беспокойства быть не должно.

 __Почему возникают проблемы с произношением шипящих?___

*****Особенности физиологии

-малоподвижность артикуляционного аппарата; 
-неправильно сформированный прикус, 
-короткая уздечка языка, 
-высокое нёбо.
 
*****Несформированность фонематического восприятия
-дошкольник не различает на слух отдельные звуки, замещает их.
 
*****Неправильное поведение взрослых

-Слишком часто и надолго дают соску ребенку. 
( Продолжительное использование соски приводит к неправильному прикусу, что само собой влияет на произношение шипящих и других групп звуков.)
-Родители намеренно коверкают свою речь ( Сюсюкают)
-Недовольство дикцией дошкольника и требование говорить внятно, не обучая при этом правильной артикуляции;
-Возможное нарушение слуха, не замеченное родителями.

___Правильное артикуляционное положение при произношении шипящих звуков____
При правильной артикуляции звуков Ш и Ж, артикуляционные органы занимают следующее положение: 
 
Губы слегка округлены. 
Зубы сжаты, либо сближены, при этом остается узкая щель (1-2 мм). 
Широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба, образуя с ним щель. 
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, они не пропускают по бокам выдыхаемую воздушную струю. 
Посередине языка идет теплая струя воздуха, которая ощущается ладонью, поднесенной ко рту. 
Нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость. 
Голосовые связки при артикуляции звука Ш разомкнуты, при артикуляции Ж – сомкнуты и вибрируют.

___Артикуляционная гимнастика при постановке шипящих__
Постановка Ш и других шипящих звуков проводится поэтапно. Чтобы эффект был действительно существенным, заниматься нужно на регулярной основе. 
 
Артикуляционная гимнастика – это одна из предварительных подготовительных мер. На первом этапе дается ряд простых упражнений: широко открыть рот на несколько секунд, сделать губы трубочкой, облизать верхнюю губу языком в форме чашечки и т.д. 
 
Далее переходят к более сложным упражнениям: 
 
«Широкий язычок». Ребенок должен улыбнуться и чуть приоткрыть рот, показывая расслабленный язык («блинчиком»). Затем нужно положить язык на нижнюю губу. В таком положении нужно удерживать в течение 5 секунд. 
«Прячем конфету». Ребенок должен положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (как в предыдущем упражнении). Нужно положить ему на язык кусочек зефира и попросить спрятать угощение, приклеив его на нёбо за верхними зубами. При этом ротовая полость не должна быть широко раскрытой, а все действия нужно делать неторопливо. 
«Грибок». Ребенок должен широко улыбнуться и показать зубы, затем присосать язык к нёбу. В таком положении нужно постараться максимально широко открыть рот. 
«Желобок». Ребенок должен показать широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу, слегка приоткрыв рот. В этом же положении нужно прижать край языка к боковым углам рта, сам язык немного сужаем, в результате чего образуется желобок. 
«Чашечка». Боковые края и кончик языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Чтобы эффект был сильнее, родитель или логопед могут капнуть из пипетки в «чашечку» немного воды.

_____Закрепление произношения______
Следующим этапом после постановки звука является автоматизация. Начальный этап – это проговаривание шипящих в слогах (на примере Ш): 
 
Сначала проговариваются слоги, где автоматизируемый звук находится в начале (ша, шо, шу…).


Автоматизируемый звук в конце (аш, ош, уш и т.д.). 
Закрепляем открытие и закрытие слоги в связках с другими фонемами (шут, штат). 
 
Затем проводится автоматизация шипящих звуков в начале, конце и середине слова. Далее переходим к автоматизации звуков в простых предложениях, текстах, постепенно вводя автоматизируемый звук в повседневную речь.


Чтобы способствовать развитию речи у детей, нужно соблюдать ряд рекомендаций: 
 
Необходимо создать благоприятную разговорную среду. В первые 3 года жизни ребенок подражает своим родителям, поэтому важно говорить правильно, четко, не искажая и не коверкая слова. 
Для быстрого усвоения понятий, важно комментировать все свои действия. 
Нужно постепенно вводить обобщение понятий, смыслообразующие связи. Важно показывать действия с различными предметамии т.д. 
Очень важна игровая деятельность. Все занятия должны проводиться с использованием визуальных изображений, в формате игры. 
Постановка шипящих звуков – это поэтапный процесс, который позволяет сформировать у ребенка навыки правильного звукопроизношения, что очень важно в повседневной жизни. Важно проводить занятия дома, при этом постоянно консультируясь со специалистом по поводу динамики.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie