РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
Формирование звукопроизношения у детей проходит постепенно. В возрасте до 4,5 лет неправильное произношение шипящих звуков считается нормой, поэтому особых поводов для беспокойства быть не должно.
__Почему возникают проблемы с произношением шипящих?___
*****Особенности физиологии
-малоподвижность артикуляционного аппарата;
-неправильно сформированный прикус,
-короткая уздечка языка,
-высокое нёбо.
*****Несформированность фонематического восприятия
-дошкольник не различает на слух отдельные звуки, замещает их.
*****Неправильное поведение взрослых
-Слишком часто и надолго дают соску ребенку.
( Продолжительное использование соски приводит к неправильному прикусу, что само собой влияет на произношение шипящих и других групп звуков.)
-Родители намеренно коверкают свою речь ( Сюсюкают)
-Недовольство дикцией дошкольника и требование говорить внятно, не обучая при этом правильной артикуляции;
-Возможное нарушение слуха, не замеченное родителями.
___Правильное артикуляционное положение при произношении шипящих звуков____
При правильной артикуляции звуков Ш и Ж, артикуляционные органы занимают следующее положение:
Губы слегка округлены.
Зубы сжаты, либо сближены, при этом остается узкая щель (1-2 мм).
Широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба, образуя с ним щель.
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, они не пропускают по бокам выдыхаемую воздушную струю.
Посередине языка идет теплая струя воздуха, которая ощущается ладонью, поднесенной ко рту.
Нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость.
Голосовые связки при артикуляции звука Ш разомкнуты, при артикуляции Ж – сомкнуты и вибрируют.
___Артикуляционная гимнастика при постановке шипящих__
Постановка Ш и других шипящих звуков проводится поэтапно. Чтобы эффект был действительно существенным, заниматься нужно на регулярной основе.
Артикуляционная гимнастика – это одна из предварительных подготовительных мер. На первом этапе дается ряд простых упражнений: широко открыть рот на несколько секунд, сделать губы трубочкой, облизать верхнюю губу языком в форме чашечки и т.д.
Далее переходят к более сложным упражнениям:
«Широкий язычок». Ребенок должен улыбнуться и чуть приоткрыть рот, показывая расслабленный язык («блинчиком»). Затем нужно положить язык на нижнюю губу. В таком положении нужно удерживать в течение 5 секунд.
«Прячем конфету». Ребенок должен положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (как в предыдущем упражнении). Нужно положить ему на язык кусочек зефира и попросить спрятать угощение, приклеив его на нёбо за верхними зубами. При этом ротовая полость не должна быть широко раскрытой, а все действия нужно делать неторопливо.
«Грибок». Ребенок должен широко улыбнуться и показать зубы, затем присосать язык к нёбу. В таком положении нужно постараться максимально широко открыть рот.
«Желобок». Ребенок должен показать широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу, слегка приоткрыв рот. В этом же положении нужно прижать край языка к боковым углам рта, сам язык немного сужаем, в результате чего образуется желобок.
«Чашечка». Боковые края и кончик языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Чтобы эффект был сильнее, родитель или логопед могут капнуть из пипетки в «чашечку» немного воды.
_____Закрепление произношения______
Следующим этапом после постановки звука является автоматизация. Начальный этап – это проговаривание шипящих в слогах (на примере Ш):
Сначала проговариваются слоги, где автоматизируемый звук находится в начале (ша, шо, шу…).
Автоматизируемый звук в конце (аш, ош, уш и т.д.).
Закрепляем открытие и закрытие слоги в связках с другими фонемами (шут, штат).
Затем проводится автоматизация шипящих звуков в начале, конце и середине слова. Далее переходим к автоматизации звуков в простых предложениях, текстах, постепенно вводя автоматизируемый звук в повседневную речь.
Чтобы способствовать развитию речи у детей, нужно соблюдать ряд рекомендаций:
Необходимо создать благоприятную разговорную среду. В первые 3 года жизни ребенок подражает своим родителям, поэтому важно говорить правильно, четко, не искажая и не коверкая слова.
Для быстрого усвоения понятий, важно комментировать все свои действия.
Нужно постепенно вводить обобщение понятий, смыслообразующие связи. Важно показывать действия с различными предметамии т.д.
Очень важна игровая деятельность. Все занятия должны проводиться с использованием визуальных изображений, в формате игры.
Постановка шипящих звуков – это поэтапный процесс, который позволяет сформировать у ребенка навыки правильного звукопроизношения, что очень важно в повседневной жизни. Важно проводить занятия дома, при этом постоянно консультируясь со специалистом по поводу динамики.