Консультация "Сказкотерапия для детей в детском саду: техника и упражнения в работе с детьми для развития речи" Булавина О.Ю.

Консультация "Сказкотерапия для детей в детском саду: техника и упражнения в работе с детьми для развития речи" Булавина О.Ю. . .
Консультация "Сказкотерапия для детей в детском саду: техника и упражнения в работе с детьми для развития речи" Булавина О.Ю.
.
.
Чтение детям сказок – это одна из составляющих полноценного воспитания, чем активно пользуется большинство родителей. Ребенок учится представлять в уме образы героев, что положительным образом сказывается на его фантазии и воображении. Ценность сказок для психологической коррекции и комплексного развития личности трудно переоценить. В детских сказках всегда культивируется победа добра над злом, что способствует правильной расстановке приоритетов ребенка. Сказки активно используют в работе с детьми дошкольного возраста как родители, так и воспитатели. Сказкотерапия для детей крайне популярна и востребована, при этом она позволяет в легкой ненавязчивой форме решить достаточно серьезные психологические проблемы ребенка. Что такое сказкотерапия Сказкотерапия – это не только проведенный вместе с ребенком отдых путем совместного чтения. Это, в первую очередь, очень важный инструмент в детской психологии, который помогает развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. В частности, этот метод психологической коррекции позволяет исправить нежелательное поведение, устранить страхи и комплексы. Сказка учит правильно относиться к таким явлениям, как «добро» и «зло», на примере действующих лиц понять, к каким последствиям ведут те или иные поступки. Читая или слушая сказку, ребенок буквально «вживается» в сюжет. Он может сопоставлять себя не только с главным героем, но и другими персонажами. В сказках ведется логичное повествование, т.е. все события логичным образом вытекают друг из друга. Ребенок таким образом знакомится с причинно-следственными связями, которые есть в этом мире. Сказкотерапия, как отдельное направление психотерапии, была впервые выделена Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой. Она достаточно быстро набрала свою популярность не только среди родителей, но и дипломированных психотерапевтов. При этом сама Татьяна Зинкевич-Евстигнеева полагает, что сказкотерапию нельзя воспринимать просто как метод, потому что она представляет собой совокупность достижений педагогики, психологии, психотерапии и философии разных культур. Для чего используется сказкотерапия Психологи давно заметили, что сказки в детском возрасте позволяют решить проблему, а также уменьшить внутреннюю боль. Основная задача сказкотерапии – это развитие всесторонней личности ребенка, а также решение его психологических проблем. Суть такой терапии заключается в преодолении имеющихся страхов и тревожности, а также исправлении негативных черт характера ребенка. Плюс сказок в том, что они понятны для детей, поэтому такой метод психологической коррекции оказывается крайне эффективным. Использование сказкотерапии позволяет: сблизить родителей и ребенка, благодаря совместному времяпрепровождению за чтением сказок; открыть для ребенка новые и интересные факты; избавиться от многих детских страхов: боязнь темноты, замкнутого пространства и т.д.; выбирать правильные решения в сложной жизненной ситуации; активизировать защитные механизмы психики; воспитать правильные черты характера; избавить ребенка от имеющихся комплексов; сформировать правильный план на дальнейшее будущее и т.д. Применение данного метода актуально в детской психологии, педагогике и логопедии. Сказки позволяют развить фантазию, творческое мышление и воображение, повысить самооценку ребенка, сформировать у него правильные ценности и моральные установки. Логопеды с помощью применения сказкотерапии могут: развивать звуковую и смысловую стороны речи ребенка; обогащать и активизировать словарь; формировать лексико-грамматический строй речи; развивать связную устную речь: умения участвовать в диалоге, слушать другого, рассказывать и пересказывать; работать над пониманием значений многих пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, присутствующих в сказках; развивать образное мышление и воображение. Когда можно использовать Младший детский возраст – это наиболее подходящий период для использования сказкотерапии. Данный метод может применяться с двух лет, когда уже можно использовать простые сказки, которые позволяют успокоить ребенка, устранить истерику и т.д. Уже с трех лет можно активнее использовать данный метод, комбинируя его с другими способами психологической коррекции. Основные направления сказкотерапии Можно выделить несколько основных направлений сказкотерапии: Передача опыта. Через сказку можно делиться с ребенком своими знаниями и жизненным опытом, не поучая его. Помощь в различных ситуациях. Через сюжет и главных действующих лиц сказки можно проанализировать их поступки, рассмотреть разные варианты поведения, а также подумать о том, к чему приведет тот или иной поступок. Развитие памяти, воображения и мышления. Родитель или воспитатель не только читает сказку ребенку, но и предлагает ему ответить на определенные вопросы, объяснить поступки героев (Правильно ли они поступили или нет? Как бы ты поступил в этой ситуации?). Коррекция поведения. Ребенок анализирует поведение героев сказки, оценивает себе через призму сказочного сюжета, свои положительные и отрицательные стороны, а также пытается понять, как исправить имеющиеся у себя негативные качества. Профилактика. Всегда лучше предотвратить психологическую проблему, чем заниматься ее коррекцией, поэтому сказки подходят для этого как нельзя лучше. Сказки позволяют бороться с различными фобиями, воспитывать в ребенке необходимые для нормальной жизни навыки. Он учится преодолевать жизненные трудности, при этом в нем развивается индивидуальность. Дополнительный плюс сказкотерапии в том, что она доступна даже людям без профессионального педагогического образования. Это значит, что родители сами могут заниматься со своими детьми в домашних условиях. Сказкотерапия как средство развития речи: как работает метод Среди основных вопросов дошкольной педагогики остается поиск новых форм и методов обучения, которые помогали бы развивать речь у детей. К сожалению, проблема речевого развития остается очень актуальной в современном обществе, что является следствием снижения общей культуры и других факторов. Сказкотерапия – это эффективное средство работы с дошкольниками, которые имеют различные нарушения речи. При использовании этого метода в речевом развитии создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка. Помимо этого, сказкотерапия позволяет достичь следующих результатов: совершенствование лексико-грамматических средств языка; развитие диалогической и монологической речи; совершенствование звуковой стороны речи; обогащение эмоционально-чувственной сферы. Важно понимать, что у каждого типа сказки есть своя возрастная аудитория. Сказкотерапия используется и для взрослых, но именно в детском возрасте этот метод оказывается наиболее эффективным. 3-5 лет В этом возрасте большинство детей испытывают сильную привязанность к родителям. Ребенок в этом возрасте может испытывать испуг, если рядом находится посторонний человек, а на улице его могут пугать звуки проезжающего транспорта и т.д. Многие дети испытывают стресс, посещая детский сад. Важно избавить детей от этого эмоционального напряжения, используя соответствующие возрасту ребенка сказки. Как правило, в 3-5 лет детям более понятны сказки про животных, а также про взаимодействие людей и животных. Хорошо помогает в этот период сказка «Зайчик в детском саду», которая предназначена для детей дошкольного возраста. Основной эффект – это формирование позитивного настроя на посещение детского сада. 5-6 лет После 5 лет дети ассоциируют себя преимущественно с человеческими персонажами из сказок: принцами, солдатами, царевнами и т.д. В этот возрастной период у детей встречаются самые различные страхи. В частности, многие дети боятся темноты. Помочь избавиться от этой фобии помогут различные сказки, вроде «В темной норе» и «Почему Сережа не боится засыпать сам?». 6-7 лет Этот период, когда ребенок уже пошел в школу и, как следствие этого, у него наблюдается сильная тревожность и обеспокоенность, связанная с учебным процессом. В частности, ребенок может бояться отвечать у доски, испытывать страх перед порицанием учителя, бояться сделать что-то не так и т.д. Иными словами, у него появляются страхи, которых он не испытывал ранее. Поработать с этой проблемой поможет сказка «Я боюсь сделать что-то не так!». Как проводится занятие Техника проведения занятия по сказкотерапии предполагает присутствие следующих элементов: Погружение. Важно создать подходящую обстановку, которая способствует созданию необходимого настроя. Знакомство с текстом. Сказку может рассказывать мама или педагог. Допустимо прослушивание аудиозаписи, где сказку рассказывает диктор. Обсуждение. Разговор с ребенком предполагает анализ прочитанного. Ребенок рассказывает, как он оценивает те или иные поступки героев, а также анализирует, что именно стало их следствием. Арт-терапия. Ребенок может нарисовать главного героя сказочного сюжета, либо какую-нибудь иллюстрацию по определенной сцене из сказки. Выход. Чтобы «выйти из сказки» и оказаться в реальном мире, ребенок закрывает глаза и считает вслух до трех. Итог. Взрослый выясняет, какие именно выводы возникли у ребенка после прочитанного. Важно слушать именно его мнение, а не навязывать свое понимание. Сказкотерапия активно используется в ДОУ в работе с детьми, потому что это достаточно мягкий метод психотерапии. Один из плюсов заключается в том, что занятия можно проводить дома, но здесь важно серьезно подойти к выбору подходящего материала. Если такой возможности нет, то можно сочинить сказку самостоятельно или вместе с ребенком. Сказкотерапия направлена на увеличение словарного запаса ребенка, развитие творческого мышления, воображения, а также повышение детской самооценки.
На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie