Чтение детям сказок – это одна из составляющих полноценного воспитания, чем активно пользуется большинство родителей. Ребенок учится представлять в уме образы героев, что положительным образом сказывается на его фантазии и воображении.
Ценность сказок для психологической коррекции и комплексного развития личности трудно переоценить. В детских сказках всегда культивируется победа добра над злом, что способствует правильной расстановке приоритетов ребенка.
Сказки активно используют в работе с детьми дошкольного возраста как родители, так и воспитатели. Сказкотерапия для детей крайне популярна и востребована, при этом она позволяет в легкой ненавязчивой форме решить достаточно серьезные психологические проблемы ребенка.
Что такое сказкотерапия
Сказкотерапия – это не только проведенный вместе с ребенком отдых путем совместного чтения. Это, в первую очередь, очень важный инструмент в детской психологии, который помогает развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. В частности, этот метод психологической коррекции позволяет исправить нежелательное поведение, устранить страхи и комплексы.
Сказка учит правильно относиться к таким явлениям, как «добро» и «зло», на примере действующих лиц понять, к каким последствиям ведут те или иные поступки. Читая или слушая сказку, ребенок буквально «вживается» в сюжет. Он может сопоставлять себя не только с главным героем, но и другими персонажами. В сказках ведется логичное повествование, т.е. все события логичным образом вытекают друг из друга. Ребенок таким образом знакомится с причинно-следственными связями, которые есть в этом мире.
Сказкотерапия, как отдельное направление психотерапии, была впервые выделена Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой. Она достаточно быстро набрала свою популярность не только среди родителей, но и дипломированных психотерапевтов. При этом сама Татьяна Зинкевич-Евстигнеева полагает, что сказкотерапию нельзя воспринимать просто как метод, потому что она представляет собой совокупность достижений педагогики, психологии, психотерапии и философии разных культур.
Для чего используется сказкотерапия
Психологи давно заметили, что сказки в детском возрасте позволяют решить проблему, а также уменьшить внутреннюю боль. Основная задача сказкотерапии – это развитие всесторонней личности ребенка, а также решение его психологических проблем.
Суть такой терапии заключается в преодолении имеющихся страхов и тревожности, а также исправлении негативных черт характера ребенка. Плюс сказок в том, что они понятны для детей, поэтому такой метод психологической коррекции оказывается крайне эффективным.
Использование сказкотерапии позволяет:
сблизить родителей и ребенка, благодаря совместному времяпрепровождению за чтением сказок;
открыть для ребенка новые и интересные факты;
избавиться от многих детских страхов: боязнь темноты, замкнутого пространства и т.д.;
выбирать правильные решения в сложной жизненной ситуации;
активизировать защитные механизмы психики;
воспитать правильные черты характера;
избавить ребенка от имеющихся комплексов;
сформировать правильный план на дальнейшее будущее и т.д.
Применение данного метода актуально в детской психологии, педагогике и логопедии. Сказки позволяют развить фантазию, творческое мышление и воображение, повысить самооценку ребенка, сформировать у него правильные ценности и моральные установки.
Логопеды с помощью применения сказкотерапии могут:
развивать звуковую и смысловую стороны речи ребенка;
обогащать и активизировать словарь;
формировать лексико-грамматический строй речи;
развивать связную устную речь: умения участвовать в диалоге, слушать другого, рассказывать и пересказывать;
работать над пониманием значений многих пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, присутствующих в сказках;
развивать образное мышление и воображение.
Когда можно использовать
Младший детский возраст – это наиболее подходящий период для использования сказкотерапии. Данный метод может применяться с двух лет, когда уже можно использовать простые сказки, которые позволяют успокоить ребенка, устранить истерику и т.д.
Уже с трех лет можно активнее использовать данный метод, комбинируя его с другими способами психологической коррекции.
Основные направления сказкотерапии
Можно выделить несколько основных направлений сказкотерапии:
Передача опыта. Через сказку можно делиться с ребенком своими знаниями и жизненным опытом, не поучая его.
Помощь в различных ситуациях. Через сюжет и главных действующих лиц сказки можно проанализировать их поступки, рассмотреть разные варианты поведения, а также подумать о том, к чему приведет тот или иной поступок.
Развитие памяти, воображения и мышления. Родитель или воспитатель не только читает сказку ребенку, но и предлагает ему ответить на определенные вопросы, объяснить поступки героев (Правильно ли они поступили или нет? Как бы ты поступил в этой ситуации?).
Коррекция поведения. Ребенок анализирует поведение героев сказки, оценивает себе через призму сказочного сюжета, свои положительные и отрицательные стороны, а также пытается понять, как исправить имеющиеся у себя негативные качества.
Профилактика. Всегда лучше предотвратить психологическую проблему, чем заниматься ее коррекцией, поэтому сказки подходят для этого как нельзя лучше.
Сказки позволяют бороться с различными фобиями, воспитывать в ребенке необходимые для нормальной жизни навыки. Он учится преодолевать жизненные трудности, при этом в нем развивается индивидуальность. Дополнительный плюс сказкотерапии в том, что она доступна даже людям без профессионального педагогического образования. Это значит, что родители сами могут заниматься со своими детьми в домашних условиях.
Сказкотерапия как средство развития речи: как работает метод
Среди основных вопросов дошкольной педагогики остается поиск новых форм и методов обучения, которые помогали бы развивать речь у детей. К сожалению, проблема речевого развития остается очень актуальной в современном обществе, что является следствием снижения общей культуры и других факторов.
Сказкотерапия – это эффективное средство работы с дошкольниками, которые имеют различные нарушения речи. При использовании этого метода в речевом развитии создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка.
Помимо этого, сказкотерапия позволяет достичь следующих результатов:
совершенствование лексико-грамматических средств языка;
развитие диалогической и монологической речи;
совершенствование звуковой стороны речи;
обогащение эмоционально-чувственной сферы.
Важно понимать, что у каждого типа сказки есть своя возрастная аудитория. Сказкотерапия используется и для взрослых, но именно в детском возрасте этот метод оказывается наиболее эффективным.
3-5 лет
В этом возрасте большинство детей испытывают сильную привязанность к родителям. Ребенок в этом возрасте может испытывать испуг, если рядом находится посторонний человек, а на улице его могут пугать звуки проезжающего транспорта и т.д.
Многие дети испытывают стресс, посещая детский сад. Важно избавить детей от этого эмоционального напряжения, используя соответствующие возрасту ребенка сказки. Как правило, в 3-5 лет детям более понятны сказки про животных, а также про взаимодействие людей и животных.
Хорошо помогает в этот период сказка «Зайчик в детском саду», которая предназначена для детей дошкольного возраста. Основной эффект – это формирование позитивного настроя на посещение детского сада.
5-6 лет
После 5 лет дети ассоциируют себя преимущественно с человеческими персонажами из сказок: принцами, солдатами, царевнами и т.д.
В этот возрастной период у детей встречаются самые различные страхи. В частности, многие дети боятся темноты. Помочь избавиться от этой фобии помогут различные сказки, вроде «В темной норе» и «Почему Сережа не боится засыпать сам?».
6-7 лет
Этот период, когда ребенок уже пошел в школу и, как следствие этого, у него наблюдается сильная тревожность и обеспокоенность, связанная с учебным процессом. В частности, ребенок может бояться отвечать у доски, испытывать страх перед порицанием учителя, бояться сделать что-то не так и т.д. Иными словами, у него появляются страхи, которых он не испытывал ранее. Поработать с этой проблемой поможет сказка «Я боюсь сделать что-то не так!».
Как проводится занятие
Техника проведения занятия по сказкотерапии предполагает присутствие следующих элементов:
Погружение. Важно создать подходящую обстановку, которая способствует созданию необходимого настроя.
Знакомство с текстом. Сказку может рассказывать мама или педагог. Допустимо прослушивание аудиозаписи, где сказку рассказывает диктор.
Обсуждение. Разговор с ребенком предполагает анализ прочитанного. Ребенок рассказывает, как он оценивает те или иные поступки героев, а также анализирует, что именно стало их следствием.
Арт-терапия. Ребенок может нарисовать главного героя сказочного сюжета, либо какую-нибудь иллюстрацию по определенной сцене из сказки.
Выход. Чтобы «выйти из сказки» и оказаться в реальном мире, ребенок закрывает глаза и считает вслух до трех.
Итог. Взрослый выясняет, какие именно выводы возникли у ребенка после прочитанного. Важно слушать именно его мнение, а не навязывать свое понимание.
Сказкотерапия активно используется в ДОУ в работе с детьми, потому что это достаточно мягкий метод психотерапии. Один из плюсов заключается в том, что занятия можно проводить дома, но здесь важно серьезно подойти к выбору подходящего материала. Если такой возможности нет, то можно сочинить сказку самостоятельно или вместе с ребенком.
Сказкотерапия направлена на увеличение словарного запаса ребенка, развитие творческого мышления, воображения, а также повышение детской самооценки.